Идет ли Индонезия к фашизму?

Некоторые замечания о кризисе и новых террористических законах

Серия недавних законов заставили политические тенденции в Индонезии предстать в новом свете. Новые законы «О разрешении социальных конфликтов» и о расследовании уже ратифицировали, а три других аналогичных подзаконных акта все еще в стадии разработки: о национальной безопасности, о военных резервных силах и об общественных организациях. Мало того, что эти законы терроризируют гражданские свободы и социальные движения, – они также закладывают основу для роста фашизма в Индонезии.

Террор «террористического законодательства»

В предлагаемом законе об общественных организациях, группы или союзы, создаваемые гражданским обществом, рассматриваются как угроза безопасности и национальной политики. Предлагаемый закон введет жесткий контроль над ростом общественных организаций, регулируя их формирование и деятельность. Это попытка ограничить свободу организации. Согласно новому закону, каждая организация должна быть одобрена министерством внутренних дел и министерством юстиции и прав человека, обязано получить от них разрешение на деятельность и представлять отчеты о своей работе и получаемом ею финансировании.

Если закон будет одобрен, то все виды организаций, включая небольшие группы или сообщества, должны подчиняться установленным стандартным нормам. Сюда включен запрет на виды деятельности, которые считаются критическими или подрывными, такие как обсуждение или публикаций, а также цензуру печатных материалов и другой информации. Он также гласит, что государство может распустить организации или объявить их незаконными, возлагая таким образом на их участников уголовную ответственность.

Эта тенденция далее продолжена предлагаемым законом о резервных вооруженных силах национальной обороны, который ставит на повестку дня милитаризацию гражданского общества. В соответствии с этим законом, государство будет навязывать пятилетнюю военную службу людям в возрасте от 18 до 48 лет, с угрозой тюрьмы для любого, кто окажет сопротивление. Обязательная военная служба, как утверждается, будет решать оборонные задачи. Но то, что она будет финансироваться правительствами провинций, означает, что этот закон может также в потенциале возродить территориальные коммандос.

В третьем из предлагаемых новых законов, на сей раз о национальной безопасности, дух милитаризма и государственных репрессий также бросается в глаза. Основной целью этого закона является предоставление военным как можно больше возможностей для вмешательства в общество и политику, предоставляя им свободу придумывать свою собственную интерпретацию событий и принимать соответствующие меры в любой ситуации, которую они сочтут угрозой для национальной безопасности. Государство будет иметь право похищать людей, арестовывать их или шпионить за ними в рамках своего мандата по укреплению общественного порядка, что также может включать вооруженное вмешательство военных.

Подобно уже принятым законам о разрешении социальных конфликтов и о расследовании, предлагаемый закон является способом узаконить применение вооруженной силы в ответ на акции протеста, социальную борьбу или любую ситуацию, которую государственные силы могли бы расценить как рискованную.

Кризисы капитализма и ослабление государства

Если мы посмотрим на тенденции в мировой ситуации, связанные с симптомами кризиса капитализма, то сможем увидеть в предложении и принятии таких законов признаки развивающегося фашизма в Индонезии.

Капитализм – это система, основанная на противоречиях. Эти противоречия создают возможность такого кризиса, который может, в конечном итоге, привести к падению капиталистической системы. Однако мы знаем, что история не линейна; капитализму снова и снова удается оправиться от кризиса и разрушения. Это происходит не по волшебству и не за счет его собственных сил, а потому, что капитализм всегда имеет поддержку в лице государства. Такова историческая роль государства.

Чтобы гарантировать сохранение капитализма, государство должно быть сильным. Даже в государствах, где укоренились неолиберальные ценности, оно все равно должно быть в состоянии обеспечить соблюдение правил и контроль над населением ради обеспечения оборота капитала.

В Индонезии такие различные проблемы, как бедность, коррупция, уничтожение источников средств к существованию, политическая нестабильность и борьба народных масс в различных областях, показывают, что государство пребывает в кризисе – кризисе способности государства гарантировать сохранение капиталистической системы. Кризис государства затрагивает его способность к репрессиям и контролю. Результатом является то, что способность государства в преодолении будущих кризисов капитализма также ослаблена.

В этом контексте фашизм имеет прекрасную возможность встать на благодатную почву. Как справедливо говорится, «фашизм – это капитализм плюс убийства».

Если государство не в состоянии навести порядок, обеспечить, чтобы капитализм сохранился в качестве ключевой структуры и социальных отношений, то (традиционное) государство должно обновить и укрепить себя, становясь «фашистским государством», так чтобы мочь противостоять кризису капитализма.

Когда вводятся новые правила, то это не более чем грубым попытка спасти капитализм, используя милитаристский подход ради укрепления государства и создания основы для диктатуры. Эти правила обеспечивают легитимность и законность для принятия таких мер, какие будут сочтены необходимыми.

Фашизм, в его обычном понимании, – это не просто другое слово для милитаризма и жестоких репрессий. Фашизм также означает, что государство держит все аспекты социальной и экономической жизни под своим строгим контролем. Он характеризуется централизованной властью в условиях диктатуры, которая стремится сохранить все социальные и экономические связи под пристальным контролем.

Фашизм также делает упор на уважение и почитание государства и иногда сопровождается слепым повиновением. Фашистское государство принимает ориентацию, которая сосредоточена на войне или национальной безопасности, с национализмом в качестве своей основы.

Таким образом, фашизм может стать решением кризиса государства в период перехода к тотальному господству капитала над обществом. Такой кризис никогда не будет полностью преодолен фашистским государством. Напротив, фашистское государство действует только на поверхности, просто поддерживая экономику, с тем, чтобы не наступил беспорядок, который может, к примеру, оказать дестабилизирующее воздействие.

Идет ли Индонезия к фашизму?

В 2003 году политолог Лоуренс Битт на писал журнальную статью под названием «Фашизм - любой?». В статье изложены по меньшей мере 14 характеристик фашизма, на основе выводов из сравнения Гитлера в Германии, Муссолини в Италии, Франко в Испании, Салазара в Португалии, Пападопулоса в Греции, Пиночета в Чили и Сухарто в Индонезии.

Среди этих характеристик фашизма выделяются: постоянное разжигание националистических настроений, нарушения прав человека, нахождение козла отпущения в виде общего врага с этикетками террористов, коммунистов, сепаратистов и т.д., военное превосходство, одержимость безопасностью и обороной, партнерство между правящими элитами и религиозными элитами, защиты власти корпораций, подавления рабочего движения, коррупция и кумовство, атаки на интеллектуальную свободу и свободу выражения мнений.

Если мы посмотрим на современные тенденции в Индонезии, то увидим, что эти характеристики быстро нарастают.

Мы можно ясно увидеть тенденцию государственной политики, которая все больше ориентирована на развитие оборонной и военной инфраструктуры. Одним из показателей является оборонный бюджет, который растет с каждым годом (67 трлн. рупий в 2011 году, 77 трлн. в 2012). Все больше преобладают разговоры об обновлении, в первую очередь, оснащенности оборонных систем, и ратифицирован ряд новых законов, наполненных духом милитаризма и национальной безопасности – таких, как законы о социальных конфликтах и о расследовании.

Ухудшение ситуации в Папуа и в ряде других областей также служит индикатором. Тем более, что это создает основу для раздувания националистических и милитаристских настроений. Кроме того, это дает возможность использовать тенденции, которые существуют в обществе: нетерпимость к отличиям. Появляются также патриотические и сектантские движения, вместе с психологическим чувством ностальгии по большинству перед лицом угроз со стороны меняющегося общества, и эти субъективные факторы могут оказать решающее влияние.

Возможность фашизма в Индонезии по-прежнему широко открыта, учитывая, что со времени преобразований в 1998 году это «демократическое государство» так и не смогло обеспечить стабильность, как показывает борьба народных масс, которая прокатывается по ее территории. Поскольку ситуация невыгодна для инвестиций и экономики, взывают к ответу ради спасения капитализма – путем укрепление власти государства.

Внедрение новых и предлагаемых законов, таких, как описанные выше, не является решающим фактором в определении того, станет государство фашистским или нет. Тем не менее, такие законы создают правовую почву, которая узаконивает репрессивные действия государства или других гражданских групп. Это может подготовить почву, на которой вырастет фашизм. А потому мы должны быть начеку, чтобы оказать сопротивление.

«Serum». №4.

http://libcom.org/library/indonesia-heading-towards-fascism