Литва: Забастовки на селе в "сталинские" 1940-е годы

Сталинское время в Литовской деревне обычно вспоминают как время безудержного террора и принуждения. Историки говорят, что открытое сопротивление советизации существовало только в партизанском движении. И другие проявления считая маргинальными изучают явно с недостаточным вниманием. Скажем — трудовые конфликты — были ли они, и как разрешались?

Ответа на этот вопрос в Литовской историографии либо нет, либо мне он неизвестен. То, что трудовые конфликты были на вряд ли кто нибудь будет оспаривать. Все же их описания крайне редки. Почему? Мне кажется просто их некому собирать. По определению советского времени — классовой борьбы рабочих и советской власти быть не могло. По определению теперешних идеологов — классовая борьба и вовсе не существует… Все же я попытаюсь рассказать о двух конфликтах того времени, описание которых почерпнул из газеты Рокишкиского района Литовской ССР с банальным названием «Tarybinis Rokiškis» (Советский Рокишкис).

Первое взято из 63 номера выше упомянутой газеты за 15 июня 1946 года. Название на первый взгляд безобидное: «когда не вовремя празднуют» Пишут о молочном пункте в местечке Казлишкес. Оказывается пункт не работал 13 июня. Приемшицы Стумбрене и Кишките решили праздновать Антанинес (день святого Антанаса). Газета пишет что граждане «прибывшие здать яйца были вынуждены вернуться ибо без этих работниц некому было принимать»… Можно сказать мало ли кто, где и по какому поводу загулял, но оказалось что причина более серьезной. Газета пишет что в пункте висели старые «правила внутреннего порядка», и в них по мимо прочего был и список праздничных дней. 3 июня в нем обозначалось как «день вождя нации». Диктатор и последний президент довоенной Литвы Сметона был по имени Антанас… Из газеты не ясно чем кончилось эта политическая забастовка для работниц. Но кажется в тот день дикая черная кошка взъерошилась против советской власти не хило.

Другой эпизод дикой стачки почерпнут из 107 номера за 12 сентября 1948 года той же газеты. Газета возмущается уже с заголовка «Одёрнуть саботаж машинистов». Конфликт вроде бы заурядный. Крестьяне окрестностей Вежайчяй 4 сентября договорились с машинистами коллективно молотить 6 сентября. 5 сентября свезли хлеба, но машинисты Меркис и Дапкус 6 сентября не появились. Пишется что шел дождь и хлеба намокли… Директор Рокикийской МТС Даниловас 23 сентября в газете отписался что Меркис был уволен а Дапкусу объявлен выговор. Довольно таки мягкое наказание за саботаж…

Причина конфликта не известна. Могло быть что угодно от алкоголя до угроз вооруженных людей из лесу. Колективный обмолот в то время не нравился многим. В том числе он не был мил и МТС. Та же газета в сентябре (№ 114 28 сентября) ругала Рокишкийский МТС, за то что он в первую очередь обмолачивает зерно кулаков. Предъявлено несколько примеров из «писем крестьян». Кажется причиной таких предпочтений был план — у кулаков зерна было больше и производительность работы на них была выше. Да и заработок рабочих тоже от этого зависел. Крестьяне расплачивались зерном. У малоземельных таких которые собирались молотить коллективно собрать плату не всегда удавалось. О чем газета пишет 7 октября (№117) ругая МТС Панямунелиса за невыполнение плана и за не сбор оплаты.

Скорее всего, и мягкое наказание забастовщикам саботажникам связано с тем что молотить большие партии зерна было в интересах как рабочих так и начальства Рокишкийской МТС, хотя отказывать малоземельным они и не могли. Интересно уже упоминавшийся Даниловас отделался от претензий за работу на кулаков . Он признавал в статье видвинутые факты, и во избежание их повторения обещал принять меры совместно с ответственными работниками исполкомов. Но ведь и исполкомы принуждали как можно быстрей давать план. И некоторые из них как например председатель Лукштайского исполкома в публикации от 28 сентябра одобрял работу машинистов молотивших кулакам. Похоже, что 6 сентября дикая черная кошка символ забастовки взъерошилась ради большего заработка.

Evaldukas

http://evaldukas.livejournal.com/73523.html