Корея: Интервью с "Анархистской солидарностью"

  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.

Узнав, что на корейский язык переводится книга историка Вадима Дамье "Анархо-синдикализм в 20 веке", члены российской региональной секции Международной ассоциации трудящихся осенью 2021 г. взяли интервью о современном анархистском движении в Корее у южнокорейской анархо-коммунистической организации "Анархистская солидарность" (Anarchist yondae).

Вопрос: Последняя по времени связная информация об анархизме в Корее была связана с «Корейской анархистской федерацией» 1980-х – начала 1990-х гг. вокруг Ха Гинака (Ha Ki-rak). Кажется, он был по убеждением скорее прудонистом, «рыночным анархистом». Какова была судьба этой федерации? Она распалась? Когда и как?

Ответ: Имя профессора Ха Гинака вызывает у нас двойственные чувства. Профессор Ха был одним из пережитков анархизма колониальной эпохи, который существовал как один из секторов национально-освободительного движения. Не уверены, что он был прудонистом, но, несомненно, он сделал большое дело в академическом плане, написав несколько анархистских материалов и переведя анархистские классические работы, такие как «Поля, фабрики и мастерские» П. Кропоткина, «Краткую историю анархизма» М. Неттлау или «Анархизм» Дж. Вудкока. 

(Далее следуют цитаты из Ха Гинака:)

«Мы называем человека, который хочет быть хозяином сам себе, «либертарием». Человека, который стремится управлять другими, благодаря своему авторитету или власти, мы называем «авторитарием». Эти два типа людей не могут переносить друг друга. Людей, которые ненавидят и отвергают авторитаризм и живут по-либертарному, мы называем «анархистами» (из перевода к введению в книгу «Анархизм» Дж. Вудкока).

«Мы – либертарии, которые сами контролируют себя. Мы должны построить свободное общество, координируемое либертариями по их свободной воле. (...) Все люди равны с точки зрения суверенитета. Мы отвергаем любую политическую концепцию, которая делит людей на два типа: правитель и управляемый».

«Мы призываем к реформированию сегодняшней экономической системы, которая превращает результат труда большинства в богатство меньшинства. Это означает, что мы должны вернуть то, что меньшинство присвоило, эксплуатируя большинство. (...) Доказано, что иерархическая бюрократия не пригодна для эффективного и рационального контроля над промышленным развитием. Местные советы производителей, организованные по профессиям и предприятиям, и Центральный совет местных советов должны взять на себя роль управляющих промышленностью. (...) Мы требуем самоуправления промышленности трудящимися массами».

Однако, громко заявляя это, пытались ли анархисты или профессор Ха организовать трудящиеся массы постколониальной Кореи? Нет. Приняли ли анархисты участие в создании «Чосон нодон чёхап чхонгук пхёнгихве» (Национального совета профсоюзов Кореи, 1945), который был общенациональным центром радикальных профсоюзов? Нет. Это марксисты приняли активное участие в создании совета, добились влияния и сделали «рабочее движение» своим. Анархисты ничего не сделали против этого. Они не смогли ни построить альтернативную конфедерацию, ни стать «левым» крылом существующих профсоюзов. Вместо этого они создали политическую партию «Донним нонондан» (Партию независимых рабочих и крестьян). Они присоединились к «Тэхан ночхон» (Корейской конфедерации профсоюзов национальной независимости), которая была правой конфедерацией профсоюзов под покровительством правительства, поскольку Национальный совет профсоюзов был слишком марксистским и большевистским.

Приняли ли анархисты или профессор Ха какое-либо участие в создании боевых профсоюзов 1970-х и 1980-х годов? Нет. Мы знаем, что Ха и его последователи участвовали в международной синдикалистской конференции, которая проходила в Стокгольме. Но сделали ли они хоть что-то «синдикалистское»? Нет.

Мы считаем, что жизнь профессора Ха следовала точно тем же путем падения корейского анархистского движения: пренебрежение классовым движением трудящихся, пренебрежение народным движением, сговор с государством, сговор с духом национализма и т.д. Вот почему то, что представляет из себя организация Ха сегодня, точно соответствует тому, как обстоит сегодня дело с анархистским движением в Корее.

Вопрос: У нас есть отрывочная информация о деятельности субкультурных и панк-анархистов в Корее в начале 2000-х гг. В ваших интервью вы упоминаете о различных странных и ложных «анархистах», которые существовали в годы, предшествовавшие созданию вашей организации. Что это были за «группы» (если у них вообще были группы)? Что они делали?

Ответ: Ведущими фигурами субкультурных и панк-анархистов начала 2000-х гг. были, вероятно, Чо Якгол и его последователи. Они активно участвовали в движении за мир, экологических движениях, движениях в поддержку иммигрантов и т.д. Но трудно обнаружить, что они делали после 2010-х гг. Мы знаем, что ежегодно проводится «Анархистское Лето». Но в этом году его не было (возможно, из-за пандемии).

Чо Якгол писал, что внутри корейского анархистского движения есть три поколения: 1-е поколение постколониального национально-освободительного движения, 2-е поколение представлено Корейской федерацией либертариев или Изучением культуры нации, и 3-е поколение – это они сами. Однако мы видим три главных слабости в их действиях: 1) пренебрежением классовым движением трудящихся; 2) неспособность организовывать, оставаясь ассоциацией неорганизованных индивидов; 3) отсутствие ориентации на массы; ориентация на субкультурные меньшинства. Поэтому, в основном из-за их неспособности к организации, произошел еще один разрыв между «анархизмом третьего поколения» и сегодняшними анархистами. Мы не можем обнаружить никакой преемственности с движениями прежних поколений.

Некоторые из упоминавшихся нами «ложных анархистов» исторически произошли из «анархистов третьего поколения» или из их остатков. Если вы спрашиваете о том, что они «делают», то тут нам сказать нечего. Я бы не стал употреблять слово «делать», когда речь идет о бормотании в Интернете или мемах в твиттере. Если вы интересуетесь действиями «анархистов третьего поколения», можете зайти на эту страницу в Интернете http://anarclan.net/index.htm или в этот блог http://blog.jinbo.net/dopehead?page=3

Вопрос: Как и когда начиналась ваша организация? Есть ли у вас страница в Интернете, газета или журнал?

Ответ: Первоначальные члены нашей организации встретились на протесте BLM в июне 2020 г. Среди них были один из организаторов боевого профсоюза, человек, который раньше был активен в студенческом движении, первокурсник университета, который хотел участвовать в социальных движениях. После протеста мы остались в контакте друг с другом и инициировали создание читательской группы, читая «Хлеб и волю». Группа немного выросла численно.

В августе 2020 г. крайне правые христианские фундаменталисты устроили массовую демонстрацию, и на ней распространился ковид. Мы сочли необходимым критиковать как фашистскую демонстрацию, так и подавление правительством свободы слова людей. Мы также опубликовали от имени «Анархистской солидарности» текст «И свиньи тоже имеют свободу хрюкать» (https://theanarchistlibrary.org/library/anarchist-solidarity-covid19).

Мы публикуем еженедельный обзор новостей в нашем блоге (blog.naver.com/anarchistleague) или в фейсбуке (https://www.facebook.com/PeriodicTableNo.30)

Вопрос: Из ваших интервью более или менее понятно, что делает ваша организация. Как мы поняли, вы придаете большое значение работе в рабочем движении. Вы сосредоточиваетесь на деятельности в существующих профсоюзах или планируете в будущем создать анархо-синдикалистские профсоюзы?

Ответ: Прежде всего, мы бы хотели объяснить положение анархизма в рядах корейского народного движения в качестве предпосылки для нашего «плана». Народное движение в Корее сильно в количественном и качественном отношении. Имеется боевой профсоюз с 1,2 миллионами трудящихся, не руководимый какой-либо политической партией. До того, как корейское общество было затронуто пандемией, не было чем-то необычным увидеть народные демонстрации или массовые стачки.

Однако анархисты никогда не имели заслуживающих упоминания позиций в народном движении. Было бы даже лучше, если бы народные массы отвергали анархистов как «ультралевых», «экстремистов», «индивидуалистов (эгоистов)» или, по крайней мере, как «мечтателей». Но в рядах преобразовательного народного движения анархизм считается «контрреволюционным», «реакционным» или «правым». Еще хуже то, что, учитывая историю анархистского движения в Корее, это не было искажением или ложью.

Существующая Корейская конфедерация профсоюзов KCTU является символом, причем единственным символом преобразовательного профсоюзного движения. Любой, кто хочет преобразовать свою жизнь через профсоюз, или любой, кто хочет вести борьбу за изменение условий труда, просто вступает в KCTU.

Таковы обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся: анархизм не считается средством трансформации общества, и имеется исключительно боевой, преобразовательский независимый профсоюз. Обстоятельства в Корее исторически напоминают те, что существовали в ранней истории французской ВКТ, в смысле наличия «политически нейтрального» профсоюза и компромиссов с тем, чтобы защитить боевое профсоюзное движение от реформистских, этатистских, авторитарных тенденций.

Поэтому мы не можем «сосредоточиться» на создании нового профсоюза на основе анархо-синдикализма или «планировать» его создание. Мы можем «мечтать» об этом, но мы полагаем, что «план» должен быть вещью более конкретной. Мы чувствуем, что «планирование» или построение анархо-синдикалистского профсоюза потребует лет 50.

Мы должны сосредоточиться на задаче пропаганды в корейском народе того, что анархизм тоже может быть движением за преобразование общества. Чтобы добиться такого сосредоточения, нам нужно встречаться с народными массами. Люди, которые готовы нас слушать, собраны в существующей независимой конфедерации. Логичным образом, мы можем обнаружить лишь один возможный «план», если хотим построить массовое анархистское движение.

Вопрос: Как вы работаете в других социальных движениях – экологическом, антимилитаристском, студенческом, сквоттерском?

Ответ: Мы определяем себя как организацию, родившуюся как реакция на предшествовавшие «провалы» корейского анархистского движения. Поэтому наш организационный «приоритет» отдан массовому движению трудящегося класса. Мы уделяем сравнительно мало внимания экологическому, антивоенному движениям, движениям жителей, потому что предыдущие анархисты («3-е поколение») прилагали все свои усилия именно в них. Так что, поскольку мы – это недавно созданная организация и наши организационные возможности слабы, у нас нет возможности активно участвовать в этих движениях. Мы ограничиваемся пропагандой и поддержкой активистов этих движений.

Более того, ситуация в этих движениях напоминает движение трудящегося класса в Корее. Экологическое движение перехвачено реформистским крылом. В антивоенном движении доминируют левые националисты (поскольку армия США базируется в Корее, антивоенное движение имеет антиимпериалистическую (точнее, против империализма США) и националистическую направленность. Движение за жильё захвачено реформистским крылом левых националистов. При наших ограниченных возможностях, мы делали все, что в наших силах, чтобы громко заявить о том, что могут существовать альтернативные экологическое, антивоенное движения и движение жителей.

Вопрос: Существуют ли в Корее другие анархистские группы, кроме вашей организации?

Ответ: Мы встречали несколько «анархистских групп», но не в «реальном мире», а в социальных сетях. Есть анархо-феминистская группа, называющаяся «Хынмёдан» (Общество чёрной кошки), но мы никогда не встречали ее в реальной жизни. Есть организация за права транссексуалов под названием «Сахве хёнмён тураенсычендой юнион» (Социально-революционный союз трансгендеров). Мы встречали одного человека, заявлявшего, что он один из членов этого союза, но никогда не встречались с ними целиком. Есть малосвязная группа, называющая себя «Анархистской группой». Есть группа, называющая себя «Мирэдан анархист моим» (Анархистский коллектив сторонников партии «Наше будущее») – как можно видеть из их имени, это парламентские анархисты. Мы знаем, что есть еще Чо Якгог и несколько человек вокруг него, которые устраивают ежегодное «Анархистское Лето». Ну и знаем, что имеется некоторая анархистская тенденция в Зеленой партии Кореи, представленное Ха Сынъу.