Две анархистские книги против национализма

Тема о соотношении анархизма и национализма и о том, почему национализм в целом рассматривается как реакционное течение, крайне интересна, особенно для регионов с более сильным национализмом. Национализм, который, как политический сюжет, позитивно воспринимает фиктивный конструкт на более чем иррациональной основе, является, с точки зрения анархистов, одной из форм забвения индивидуальности и борьбы за ее освобождение от любой власти (ведь хотя националистические движения пропагандируют равенство и свободу человека, они стремятся к свободе "нации").

Ограничимся этим кратким вступлением, чтобы порекомендовать две небольшие книги на тему "анархизм и национализм" (на испанском языке, - перевод.)

Впрочем, стоит сказать еще немного в качестве введения, чтобы лучше понять контекст. В Испании нет недостатка в национализмах и националистических, паневропейских и испанистских течениях, любых иберийских разновидностей, вкусов и традиций, включая, как это ни покажется странным, анархо-национализм, представленный, прежде всего, анархо-басконством в Стране басков, где существуют либертарные группы сторонников независимости. Поэтому "национальный вопрос" весьма оживленно обсуждается в дискуссиях идеологических групп всех видов. Не стоят в стороне и анархисты.

Обе книги, о которых идет речь, написаны баскскими анархистскими группами (Либертарной молодежью Бильбао и Единым профсоюзом CNT Ируна). В них наиболее разработана тема о национализме и левачестве и напоминается о принципах, средствах и целях анархизма. Обе книги переизданы Иберийской федерацией анархистской молодежи (ныне - Иберийской федерацией либертарной молодежи ФИХЛ, - перевод.)

Книга "Национализм и анархизм" (http://www.nodo50.org/juventudeslibertarias/images/pdf/publicaciones-fij...) подготовлена единым профсоюзом CNT Ируна. Она впервые была издана в 1979 г., но ее основные аргументы остаются в силе; кроме того, она служит документом недавней истории. Как и любой хороший текст, она начинается с анализа исторической ситуации и концепций, включая длинный очерк по истории появления государства-нации, критику таких концепций как "национальное чувство" и классификацию национализмов. Далее заходит речь о баскском национализме, его собственной истории (которую ему подчас хотелось бы изменить), со всем тем, чем была и есть ЭТА, национализмом леваков на этих землях и ответом на него CNT Ируна. В заключении, естественно, представлено общество, за которое выступают анархисты и которое означает интернационализм и федерализм, и объясняется, почему, с этой точки зрения, реакционен национализм. Процитируем (для примера) один параграф из книги:

"Националистическая борьба в Эускади получила широкое распространение, о чем мы сожалеем, потому что эта идеология не вела, не ведет и никогда не приведет к освобождению народа. Мы сожалеем также о том, что многие члены националистических или индепендентистских организаций, имеющие здоровый классовый инстинкт, используются "национальными" буржуазиями и не в состоянии дать себе отчет в том, что националистическая борьба уводит трудящегося от его классовых проблем, и что провозглашать национальное освобождение предполагает наличие цели, которая, в теории, объединяет буржуазию и трудящихся, в то время как их интересы непримиримы. Какой смысл имеет автономия в рамках капиталистического общества? Автономия или независимость (этот последний термин весьма относителен) – не есть то, что должно нам дать буржуазное правительство. Настоящая автономия должна исходить от каждого из нас, и мы должны вместе завоевать ее для всех в целом» (с.35).

Книга "Анархизм и национализм", подготовленная Либертарной молодежью Бильбао (http://www.nodo50.org/juventudeslibertarias/images/pdf/publicaciones-fij...), написана в 1998 г. В ней всего 33 страницы. Она также начинается с повторения того, что такое национализм, и возражений тем, кто поддерживает существование наций, по крайней мере, как неких автономных, естественных и непоколебимых образований. Дается "обзор" различных национализмов, существующих на Иберийском полуострове, приводится классификация каждого и стоящих за ними интересов, с упором, по понятным причинам, на баскском национализме. Рассматриваются все националистические течения, а затем упор переносится на различия между национализмом и анархизмом, значение таких терминов как "независимость" или "самоопределение", критику взгляда на Страну Басков как на автономную сферу классовой борьбы, отклонение любых национализмов (включая, естественно, и испанский). В конце выдвигается альтернатива – анархистский федерализм. Также приведем цитату:

"Мы, анархисты, – КОСМОПОЛИТЫ. Мы не определяем себя ни как басков, ни как испанцев, поскольку национальность не является мерилом для поведения ее членов. Есть баск Арсальюс (лидер Баскской национальной партии, – перевод.), частью баскского народа являются многие полицейские, многие предприниматели могут быть басками. Мы определяемся не своей национальностью, а своим классом и предлагаемой нами социальной и политической организацией. Мерилом для поведения является определение "либертарный" (с.30).

Наконец, в обеих книгах осуждается "централизм", который предполагается национализмом. Иными словами, национализм искусственно создает исключающее других единство в культурной сфере и порождает централизм столь же пагубный, как и тот, с которым он якобы борется. В баскском случае, неоспоримо, что его культура и все остальное исторически подвергалось атакам (хорошим примером является преследование баскского языка при франкизме), но столь же бесспорно и то, поиски единства ведут к не менее курьезным отклонениям, враждебным по отношению к той культуре, которую якобы собираются защищать (в одной из книг упоминается конструирование нормативного баскского языка "эускера батуа", и это хороший пример, продолжающий предшествующую линию).

Короче, прочтите эти книги. Более чем рекомендуем.
 

http://bitacora.jomra.es/2009/04/cajon-de-sastre/lecturas-nacionalismo-y...