Франция: "Антисистемная" маска неофашизма

При правлении Соцпартии Олланда уровень безработицы во Франции постоянно держится на уровне 11%. В государственной кассе дефицит, и тем не менее ведутся войны. Министр внутренних дел Мануэль Валь высылает цыган столь же активно, как при Саркози. Но на улицы в массовом порядке выходит не рабочее движение (за немногими исключениями), а правые – вплоть до волны неонацистов, которые все больше добиваются гегемонии на улицах и в культуре.

Единственный, хотя бы наполовину направленный на эмансипацию закон, проведенный до сих пор правительством Олланда, стал основой для мобилизации этого реакционного движения, исходящего от сельского и католического среднего класса. Это был закон об однополых браках, принятый 23 апреля 2013 г. после долгих протестов.
Между 17 ноября 2012 г. и 26 мая 2013 г. прокатилась волна демонстраций, в первую очередь, в Париже и Лионе, причем на улицы нередко выходило до 150 тысяч демонстрантов.

Вначале в центр внимания СМИ попадали наивная организаторша Фрижид Баржо, семьи с колясками или протестующие из католических общин с лозунгами типа "Мы все родились от мужчины и женщины" и "Ребенку нужны мама и папа". Исходным пунктом движения часто была католическая церковь; ведущую роль играл при этом лионский архиепископ Филипп Барбарен, который озвучил ставшие затем типичными фобии этого движения, которые чаще всего имели весьма мало общего с реальностью: однополые браки закончатся "парами по трое или по четверо. Затем однажды падет запрет на инцест" (1). Короче, Содом и Гоморра.

Недавно был критически встречен школьный учебный план: проводились дни бойкота, а детей забирали из школ. В центре оказалось безумное представление о том, что там будет изучаться исключительно гендерная теория Джудит Батлер (именно так, в единственном числе, а не "гендерные исследования", так что это можно было еще и воспринимать как тоталитаризм).

Примкнули и другие религиозники: мусульманин Камель Бекшик, глава клуба "Сыны Франции", который выступает за национализм, протекционизм и против иммиграции, а также великий раввин Бернхейм, чье 40-страничное эссе против гомосексуальности и праве однополых пар на усыновление детей цитировалось тогдашним папой Ратцингером, однако оказалось мерзким плагиатом.

В первых демонстрациях впереди шагали депутаты парламента и мэры от Союза за народное движение (UMP), но, к удивлению, на улицах не было Марин Ле Пен и ее Национального фронта. Фронт традиционно является электоральной партией и вообще редко выходит на улицы. К тому же под руководством Марин он сделал шаг к центру и выдает себя за "освободившегося от демонов" и готового на коалицию с UMP.

Но на его правом фланге отпочковались фашистские группы, которые затем на обочинах массового клерикально-консервативного движения стали вступать в ожесточенные уличные бои с полицией (2).

26 января 2014 г. на демонстрацию вышли 50 тысяч человек из этого движения. Участники вели себя в значительной степени крайне агрессивно. К демонстрации призвал комитет "День гнева". Произошли саму жестокие до сих пор столкновения с полицией. Баржо заявила, что она вообще больше не пойдет на выступления, так же как и чины из UMP. Новые нацисты уже возобладали над всеми примерными буржуазными консерваторами, попросту выставленными вон.

Нацистский пропагандист Дьёдонне

Символом этой новой волны агрессивного нацизма на улицах Франции стали три фигуры. Первая из них именует себя "артистом кабаре" или "комиком" – на самом деле это политический пропагандист по имени Дьёдонне М`бала М`бала.

К несчастью, имя превратилось в программу: "Балабала" – это его высказывания в Интернете, на мнимых кабаре-выступлениях или на демонстрациях. Можно, конечно, попытаться обнаружить в них еще какой-нибудь смысл, помимо чистого антисемитизма, да только вряд ли это удастся. Так, предоставление возможности брака для однополых пар, к примеру, является для него "сионистским (!) проектом с целью раскола народа".

Дьёдонне – автор перевернутого гитлеровского "зига", который охотно повторяют глупые молодые люди. Это "кнель": вытянутая вниз правая рука как бы подавляется левой, положенной на правое предплечье. Это "антисистемный жест", уверяет этот вовсе не смешной "комик", который самым отвратительным образом пропагандирует отрицание Холокоста и оскорбляет память о его жертвах.
Сам чернокожий, он обожает стравливать критику расизма и мнимые привилегии для евреев. Так, например, он заявляет, что отсутствие компенсации жертвам геноцида чернокожих рабов – это "дело еврейского лобби памяти" (3).

В январе 2014 г. министр внутренних дел Мануэль Валь запретил некоторые из выступлений Дьёдонне в крупных залах в Нанте и других городах: пугающим образом послушать его собиралось до 5000 человек. При этом Вальс воспользовался возможностью выступить перед СМИ как борец с антисемитизмом, чтобы заставить забыть о его расистской политике высылки цыган.

Анархистский еженедельник "Монд либертэр" предостерегает от Дьёдонне как от опасного антисемита:

"Дьёдонне – не комик, он – активист крайне правых. Он сам сказал это в интервью иранскому телеканалу "Сахар": он использует смех как политическое оружие, так же, как другие расклеивают плакаты или раздают листовки. Он утверждает, что говорит со всеми, кто отвергают систему, но на самом деле говорит лишь с антисемитами всех направлений (открытыми неонацистами, сторонниками иранского режима, отрицателями Холокоста и т.д.). Он не поддерживает тех, кто в оппозиции против системы, не поддерживает семьи жертв расистских преступлений, не поддерживает жертвы полицейского насилия. Он не дает ни единого евро из своих миллионов на хоть какую-нибудь солидарность с теми же палестинцами – он, объявляющий себя антисионистом и антисистемщиком. (…) Мы же, другие, анархисты, точно так же против Вальса, как и против Дьёдонне, которые являются лишь двумя сторонами одной и той же медали. Вальс своей мнимой борьбой с антисемитизмом хотел бы заманить нас, чтобы отвлечь внимание пролетариата от его расистской политики. Дьёдонне, чтобы сделать себе рекламу и распространять свои вонючие идеи, изображает себя одновременно величайшей жертвой и самым главным выразителем сопротивления. На самом деле, один нуждается в другом, а их противоположность – всего лишь фасад (…)" (4)

Серж Эли Эйюб – скинхед для грубой работы

Двух других персонажей нового неонацистского треугольника, обладающего теперь культурной гегемонией в правом протестном движении, зовут Серж Эйюб, по кличке "Бэтскин", и Ален Сораль.
Эйюб – специалист по грубой работе. Он стоял за группой семи наци-синхедов, которые 5 июня 2013 г. убили в Париже анархиста Клемана Мерика. Убийство осуществила группа Эстебана Морильо, приказы которой отдавал Эйюб. "Согласно отчету о вскрытии, к смерти молодого Клемана привели удары по голове, а не его падение на тротуар" (5).

Политическая карьера Эйюба как вожака правых скинхедов началась еще в 1987 году. В том же году он основал организацию "Революционно-националистическая молодежь" (JNR), члены которой иногда выходили на парад в униформе, с оружием и фашистскими эмблемами. Их называли "черными волками", и сегодня это влиятельная и активная группа в правой волне протестного движения. В годы основания Эйюб поддерживал также дружеские контакты с бывшим офицером СС Пьером Буске, одним из примерно 300 французов, которые еще в апреле 1945 г. сражались против русских в Берлине.

Вот что писал Эйюб о насилии в своей газете "Минотавр", вышедшей всего двумя номерами: "Насилие далеко от того, чтобы быть проклятием человечества, как нам это постоянно вешают на уши; оно – его мотор" (6).

В 80-х годах Эйюб продолжал сотрудничать с двумя активистами группы "Белая власть", включая Рене Керюэля. Вместе с ним он создал нацистскую музыкальную группу "Клан", излюбленной песней которой была "Армия Циклона" – название, говорящее само за себя (газ, которым нацисты травили заключенных, назывался "циклон Б", – перевод.).

Сегодня эта история не мешает политико-стратегическому сотрудничеству Эйюба с чернокожим Дьёдонне. Люди из "Белой власти" и Эйюб в июле 1990 г. убили 24-летнего маврикийца Джеймса Диндуайяля, заставив его выпить смесь из пива и моторного масла, а затем выбросив его в море. За это Эйюб в 1994 г. получил 8 месяцев условно.

7 мая 1994 г. JNR вместе с "Объединенной группой обороны" (GUD) организовали акцию протеста против годовщины высадки союзников в Нормандии в 1944 г., рассматривая ее как "интервенцию". Позднее они пытались нарушить церемонии памяти участников Сопротивления, например, доверенного лица Де Голля – Жана Мулена. В 90-х, вместе с GUD, JNR вместе с Эйюбом выступали в роли службы охраны Национального фронта. В сентябре 2007 г. Айюб впервые встретился с Аленом Соралем и его группой "Равенство и примирение" (E&R).

В ней участвовали арабские активисты, что вначале не вызывало большой симпатии у Эйюба и JNR. Тем не менее, позднее Эйюб и Сораль вместе организовали клуб "Лё Локаль" в 15-м округе Парижа, который превратился в место встречи всех оттенков нового французского нацизма.

Ален Сораль – претендент на роль теоретика

Ален Бонне де Сораль откровенно заявляет о себе: "Я не крайне правый, я национал-социалист" (8). По одному этому становится ясно, сколько прежних табу должно было быть сломано в правом протестном движении Франции за последние годы, чтобы такое можно было сказать открыто. В 2009 г. Сораль вышел из Национального фронта после внутрипартийной борьбы между ним, убежденным антисемитом, и еврейским крылом партии ("Лигой защиты евреев") во главе с Амоном Коэном по прозвищу "Натаф". Сораль ощущал такую угрозу с его стороны, что он, патриарх, неоднократно просил Марин Ле Пен обеспечить его безопасность, на что она согласилась после колебаний.

Как претендент на роль нового французского национал-социализма, Сораль любит ссылаться на фальшивые "Протоколы сионских мудрецов" или бредит насчет "еврейского лобби" или "американо-атлантическо-еврейско-масонского заговора" в интересах финансового капитала и космополитической буржуазии.

Сораль создал Интернет-страницу E&R, а также фашистское издательство "Контр Культура", в котором издается антисемитская литература и книги, отрицающие Холокост. Он ведет речь о примирении между теми, кто ориентируется на правые ценности, и левыми, ориентированными на рабочий класс, по примеру штрассеровского крыла НСДАП.

Но его антисемитизм носит более "современный" характер: в видеозаписи, сделанной в сентябре 2013 г., он утверждает, что католицизм и ислам вместе представляют 99% французского населения. Там же он говорит о сионистском господстве над Францией. Сораль постоянно обрушивается с нападками на известных в мире и находящих отклик в СМИ евреев, будь то Элизабет Бадентер или Салман Рушди. Его страница – один из самых читаемых французских блогов; размещенное на нем, полное ненависти видео просмотрело до 1 миллиона пользователей. Еще в 1990-х годах Сораль был активистом Французской коммунистической партии, затем перешел в Национальный фронт и уже в 2007 г. заседал в его Центральном комитете.

После выхода из фронта 2009 г., в ходе чего он поругался и с Марин Ле Пен, Сораль вместе с Дьёдонне организовал избирательный "Антисионистский список", который финансировался Ираном, но на Европейских выборах 2009 г. собрал лишь 1,3% в самом густонаселенном регионе Франции – Иль-де-Франс. С тех пор Сораль и Дьёдонне снова переориентировались на улицу и открыто стали называть себя национал-социалистами, уже без фигового листка антисионизма.

В этом персональном треугольнике, определяющим неонацистский дискурс в правобуржуазном протестном движении во Франции, существует договоренность о "модернизации". Чернокожий Дьёдонне и арабская фракция у Сораля заботятся о своего рода мультикультурном, но столь же откровенном национал-социализме, которому не мешают такие противоречия в политической идентичности, какие имелись у прежних идеологий "Белой власти". Поэтому он привлекателен как для реакционно-католических средних слоев, так и для арабской молодежи из французских пригородов. В этом и состоит его опасный, а в перспективе, быть может, даже взрывной потенциал.

Сноумен

Graswurzelrevolution (GWR), No.388, 2014. April

Примечания:

(1) F. Haziza. Vol au-dessus d'un nid de fachos. Dieudonné, Soral, Ayoub et les autres. Saint-Amand-Montrond, 2014. Р.21.

(2) Ibid. P.20-22.

(3) Первую цитату см.: Ibid. P.25. Дальнейшая информация: Ibid. P.99-128.

(4) Le Monde libertaire. Nr.1728. 16.-22.01.2014. P.8.

(5) F. Haziza. Op.cit. P.42.

(6) Цит.по: Ibid.P.47.

(7) См.: Ibid. P.37-56.

(8) Цит.по: Ibid. Р.57.

(9) См.: Ibid. Р.57-97.

Перевод: КРАС-М.А.Т.

Немецкий оригинальный текст: http://www.graswurzel.net/388/ns-fra.php