Правда о войне: "Наши матери, наши отцы"

Это фильм о войне. В России любят, даже Очень любят снимать фильмы о войне и показывать зарубежные фильмы о Второй мировой, хотя и не ко всем из них здесь относятся с особым восторгом, а еще чаще – ругают, особенно американцев с их Голливудом, где "всё снимают не то и не так", как это было например с фильмом "Враг у ворот". Да и снятые в последние годы российские фильмы на ту же тему вызывают подчас много нареканий со стороны зрителей: вспомнить хотя бы "Цитадель" или "Штрафбат". Однако в данном случае речь идет о фильме несколько иного плана.

Немецкий трехсерийный фильм "Наши матери, наши отцы" режиссера Нико Хофманна вышел в прокат в начале 2013 года. В России ему оказали, как и следовало ожидать, холодный прием. МИД даже разродился жалобным письмом послу ФРГ. Слишком уж режет глаз национально-озабоченным, когда все преступления "приравниваются друг к другу", поскольку они -- преступления, а не выискивается, кто совершал их чаще и масштабней, т.к. всегда важнее другой вопрос –- "почему". При этом фильм вообще мало кому, если человек является национально-озабоченным, придется по душе. В нем нет героев, и глазу зрителя предстает поистине мрачная сторона войны, которая вытаскивает из людей все самое худшее. Об этом часто говорит один из главных действующих лиц кинокартины -- молодой немецкий парень, без восторга идущий на войну, не желающий убивать, однако постепенно теряющий человеческий облик на фоне творящегося вокруг безумия, и становящийся в итоге хладнокровным убийцей мирных жителей, как и многие его товарищи по оружию. Он не верит в войну и фюрера, но подчиняется страшной логике любой войны: убей, или будешь убит сам, выживай любой ценой.

Стоит отметить такой момент: когда в фильме нам показывают самое начало кампании на Восточном фронте, имеет место диалог между солдатами Вермахта, вызванный расстрелом пленного. В ответ на замечание своего товарища, что, мол, русские поступили бы наверняка также, один из главных героев фильма замечает, что, возможно они этому научатся у них. На этом фоне, по меньшей мере, наивной выглядит претензия к тому эпизоду в фильме, когда советские солдаты добивают немецких раненых в только что захваченном госпитале.

В Польше фильм вызвал скандал тем, что в нем фигурируют бойцы Армии Крайова, из которых через край хлещет пещерный антисемитизм, т.к. "евреи еще хуже большевиков". Между тем, антисемитских настроений в Польше всегда хватало, пусть это не выпячивалось польскими антифашистами, однако же, отрицать подобные не столь уж редкие эксцессы, по меньшей мере, неразумно и банально глупо.

"Наши матери, наши отцы" -- это антивоенный фильм. В нем "досталось" не только полякам и советским солдатам. В нем есть и польские коллаборационисты, избивающие украинских евреев под присмотров ССовцев, есть и американцы, принимающие после войны к себе на службу бывших ССовцев. Есть в фильме и евреи, старающиеся приспособиться к нацистскому режиму, ведь "они нужны Германии", и если Геббельс велит носить всем евреям на одежде звезду Давида, значит нужно ее самим пришивать, носить и продолжать "хорошо работать". Да и сами немцы показаны крайне неприглядно, хотя и не выставляются при этом в карикатурном свете. Образ среднестатистического немца здесь именно таков, каким он и был в реальности -– послушный винтик жестокой Системы, покорно принимающий привила игры, которые ему навязывает режим, и мерно плывущий по волнам неумолимой истории. Демонстрируются различные типажи таких вот "обывателей" в худшем смысле этого слова: молодой солдат, который рассуждает о войне в духе "Фюрер обещал всем нам дать землю на Востоке"; мать, которая не то чтобы не любит евреев, однако же так приятно переселится в их квартиру, да и "мебель у них была хорошая"; девушка, одна из центральных персонажей фильма, которая -- дабы спасти себя от репрессий со стороны СС за любовь к запрещенной музыке и дружбу с евреем -- начинает спать с женатым, фанатичным штурмбанфюрером СС, чтобы спасти и себя и своего друга, с которым она также не прекращает встречаться, ну и сделать карьеру поп-дивы: как говорится, мелочь, а приятно. Много чего мелькает в фильме, и все это вполне можно охарактеризовать словами Ханны Арендт о "банальности зла", немало подробностей каковой можно почерпнуть в пугающей своей взвешенностью книге Зигмунта Баумана "Актуальность Холокоста".

Собственно, в центре внимания в этом фильме судьбы пятерых друзей: две девушки-немки, два брата-немца и один еврейский юноша.

Действие фильма начинается в июне 1941 г., когда пятеро друзей, трое из которых отправляются на войну, решают встретиться на Рождество здесь же, в Берлине, т.к. война с Россией к этому времени уже должна будет закончиться.

Одна из девушек, Шарлотта, становится медсестрой на Восточном фронте, будучи активисткой Союза немецких девушек, вторая, Грета Мюллер, становится известной певицей. Братья отправляются на Восточный фронт – старший, Вильгельм, в качестве лейтенанта, младший, Фридхельм, в качестве рядового солдата, находящего в его подчинении. Ну а последний их товарищ, Виктор Гольдштейн, оказывается в концлагере.

На протяжении всего фильма можно наблюдать, как война ломает судьбы героев, каждый из которых проходит через свои Семь кругов Ада, оказываясь один на один перед жестоким экзистенциальным выбором. Как многие заметили, есть в этом фильме многое от произведений Ремарка, так что сразу вспоминаются такие его произведения как "На Западном фронте без перемен", "Черный обелиск", "Время жить и время умирать" и др. Шарлотта сдает ССовцам медсестру-еврейку, которую сама же взяла себе в помощницы, и впоследствии все больше страдает из-за своего поступка. Грета становится известной певицей и, казалось бы, отгораживается от действительности, однако, побывав на фронте в начале Курской битвы и оказавшись в госпитале в качестве помощницы своей подруги, после того как ее в суматохе забыли вовремя забрать, возвращается к жестокой реальности и, в итоге, из-за своих не патриотических ("паникерских" и "пораженческих") разговоров по возвращении в Берлин оказывается в тюрьме. Вильгельм приходит на Восточный фронт уже опытным офицером, убежденным в силе и правоте Рейха, но, столкнувшись с убийствами пленных и мирных жителей, наблюдая зверства СС и коллаборационистов, постепенно разочаровывается во всем и после очередного боя дезертирует, за что попадает в штрафбат. Его брат, Фридхельм, наоборот, все больше ожесточается и превращается в жестокого, ни во что не верящего убийцу. Ну а Виктор, после того как любовник его подруги делает ему поддельные документы, оказывается схвачен на улице тем же ССовцем и отправлен в концлагерь. По дороге в Аушвиц он бежит из тюремного вагона с еще одной девушкой, после чего оказывается в рядах Армии Крайова, где ему им приходится скрывать свое еврейское происхождение, т.к. польские партизаны оказываются не меньшими антисемитами, чем фанатичные последователи Гитлера.

Примечателен момент в конце фильма, когда во время карательной операции сталкиваются лицом к лицу Виктор и Фридхельм. Рядом оказывается командир подразделения Фридхельма, однако герой убивает не Виктора, а своего командира, что наглядно демонстрирует: ему плевать на всё и вся, он просто напросто выживает, и делает это любой ценой, и антисемитизм ему чужд, он просто убивает, когда приказывают, пока на прицеле не оказывается его старый друг. Как тут не вспомнить слова Гиммлера, который жаловался на то, что каждый член НСДАП на словах полностью поддерживает расовую политику Рейха, однако "каждый имеет своего хорошего еврея". Всё банально до леденящего ужаса: Чужого можно пытать, убить, истязать сколько угодно, ведь он -- Чужой, однако это не распространяется на узкий круг близких друзей и знакомых, т.к. их человек знает лично и не воспринимает как Чужого, но как Своего. Всё четко по Фромму, как это прописано в его знаменитой "Анатомии человеческой деструктивности". В этом смысле вполне органично смотрится сцена из 1943 года, когда один из молодых солдат, только прибывших на фронт, размышляет, сможет ли он к осени устроится на философский факультет к Мартину Хайдеггеру.

В фильме нет эпизодов со сжиганием советских деревень немецкими огнеметчиками, однако есть сцены расстрелов мирного населения, тем более что акцент делается на более важное: на общую атмосферу, порождающую подобного рода жестокость и делающую ее банальной и рутинной для миллионов вовлеченных в кровавый водоворот войны людей. Всех их ожесточает война, всех делает другими, перемалывает их, в том числе Грету. Ведь, по сути, война – это крайне экстремальная ситуация, в которой проявляется все самое потаенное в глубинах человеческой психики. И при этом, все это отдаляет их с каждым днем все больше от тех, кто еще не видел войны. Соответствующие сцены заставляют вспомнить сцены из "Черного обелиска" Ремарка, когда преисполненные антивоенных настроений ветераны Первой мировой войны сталкивались с реваншистскими настроениями подрастающего поколения молодых немцев, в силу своего возраста не бывавших на войне, зато воспитанных на военной героике.

Подобных эпизодов в фильме несколько. В одном из них нам показывают Фридхельма, получившего отпуск после тяжелого ранения и сидящего в Берлинском кафе. На дворе 1943 г., Фридхельм уже порядком навоевался, и теперь на его счету немало отнятых жизней, он получил несколько наград за участие в боях. И вот к нему подходят несколько юнцов, которые с интересом разглядывают его награды, комментируя каждую из них, что она означает, за что ее дают. Видя, что он не желает с ними разговаривать, один из ребят бросает ему в лицо, что тот зазнался, наполучав своих наград, и что с такими солдатами Рейх не победит.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что фильм "Наши матери, наши отцы", является жесткой антивоенной манифестацией, достойной самого что ни на есть серьезного, пристального внимания вдумчивого зрителя. Более того, это манифестация против тоталитаризма как такового, демонстрирующая, к чему ведет тотальная промывка властями мозгов населению во имя национальных интересов и прочих подобных химер. И потому в демонстрации действий тайной полиции на улицах Берлина, в восторгах Фюрером и разговорах о "гениальных" нововведениях доктора Геббельса, в радостных восторгах Режимом в дни побед и горьком разочаровании, когда победы сменяются поражениями, и прочих мрачных будничных реалиях Третьего Рейха легко увидеть параллели со многими другими авторитарными и тоталитарными режимами разных времен и разных стран, в том числе, перенося увиденное на современность.

Поэтому я крайне рекомендую всем, кто не смотрел фильм, обязательного его посмотреть.

 

А. Фёдоров, 22-24 апреля 2014