Польша: Ранняя "Солидарность" была социалистическим движением?

В 1980 году была создана "Солидарность" ("Solidarność"), организация, с которой начался демонтаж "коммунистического" режима в Польше и Восточной Европе. Однако истинная природа этого движения по-прежнему вызывает в Польше споры и разногласия. Пожалуй, сегодня наиболее распространено мнение, что "Солидарность" противостояла навязанному Советским Союзом тоталитаризму и боролась за национальную "свободу". Согласно радикальной версии этого мнения, "Солидарность" стремилась уничтожить "коммунизм" и СССР, и в конечном итоге ей это удалось. Однако есть и другое мнение, которое разделяет молодой польский автор Ян Сова: на самом деле "Солидарность" была от всего этого очень далека.

Сова считает, что "Солидарность" ставила себе цель не бороться с коммунистами, а реформировать режим, чтобы он приблизился к изначальной марксистской идеологии. На определенном этапе она даже учила коммунистическую партию, какой должна быть настоящая коммунистическая система. Можем ли мы и сегодня извлечь урок из опыта "Солидарности"?

Солидарность: основы основ

Объединение польских профсоюзов "Солидарность" было официально создано в Гданьске 17 сентября 1980 года после того, как во второй половине августа 1980 года по стране прокатилась волна рабочих забастовок, а за ними последовали переговоры бастующих с правящей коммунистической партией. Забастовки, практически полностью парализовавшие экономику режима, оказались невероятно эффективны и способствовали созданию организации, число участников которой за последующие пятнадцать месяцев выросло до почти 10 миллионов. "Солидарность" явно стала чем-то большим, чем просто объединением профсоюзов: она превратилась в реальную угрозу режиму, основанному во многом на автократическом правлении коммунистической партии.

Всего полтора года спустя, вскоре после того как в Польше было введено военное положение, "Солидарность" оказалась под запретом. Такой ход властей сумел раздавить "Солидарность" как массовое движение. Она возобновила свою деятельность лишь во второй половине 1980-х, став главной силой, ответственной за мирный демонтаж режима в ходе переговоров Круглого стола. Однако на сей раз, как утверждает Сова в своей последней книге "Inna Rzeczpospolita Jest Możliwa" ("Другая Речь Посполитая возможна"), это была совсем другая организация. Возникает вопрос: какова была истинная природа первой инкарнации "Солидарности"?

Была ли для "Солидарности" важна религия? 

Согласному распространенному клише, создание и деятельность "Солидарности" стали результатом плодотворного союза между рабочими и католической церковью. В 1979 году впервые в истории папой римским стал поляк. Во время своего визита в Польшу Иоанн Павел II произнес ставшие знаменитыми слова: "Не бойтесь!" Поляки восприняли это как призыв к политической смелости и борьбе за свои права. Согласно упрощенному и наиболее радикальному видению ситуации, именно Иоанн Павел II отменил "коммунизм".

Католические символы и религиозные обряды действительно играли важную роль в повседневной жизни "Солидарности". На судоверфи в Гданьске на протяжении всего периода забастовок проводились службы, въездные ворота были украшены иконами Девы Марии, а католические священники, в частности, Ежи Попелушко, были своего рода капелланами движения. Однако, по мнению Совы, использование католических символов и обрядов было обусловлено в первую очередь причинами прагматического характера. Ворота заводов и фабрик действительно украшали католическими иконами, но делалось это в расчете на то, что польские солдаты не осмелятся стрелять в образы или давить их танками. То же самое относится к службам, которые проводились тогда, когда уставшие забастовщики собирались отправляться домой.

Сова считает, что использование элементов различных идеологий и традиций было частью синкретической природы "Солидарности". Приведем показательный пример: ворота №2 Гданьской судоверфи им. Ленина. На воротах действительно висели иконы и портрет папы римского, но над ними виднелась большая красная растяжка с надписью: "Пролетарии всех заводов объединяйтесь" — явная отсылка к коммунистической традиции и идеологии, в русле которых формировалось мировоззрение бастующих. Прагматически мыслящие забастовщики не видели проблемы в сочетании коммунизма с католичеством, уверен Сова.

Сова напоминает, что примерно в то время, когда в Польше переживала расцвет первая "Солидарность", католическая церковь яростно атаковала теологию освобождения в Латинской Америке, идеологию, которая пыталась объединить марксизм и католицизм. Сова приходит к выводу, что марксистские и анархо-синдикалистские элементы, заметные в идеологии первой "Солидарности", сильно отличались от официальной доктрины Католической церкви того времени.

Роль интеллектуалов 

Согласно другой популярной интерпретации, "Солидарность" — это нелегитимное детище рабочих и интеллектуалов. Действительно, оппозиционно настроенные интеллектуалы, в первую очередь связанные с KOR (Комитетом защиты рабочих), в частности, Яцек Куронь и Адам Михник, играли очень важную роль в деятельности движения (они участвовали в переговорах с режимом), но с годами их роль начали заметно преувеличивать.

Сова считает, что очень разные стартовые позиции невероятно усложняли сотрудничество между рабочими и интеллектуалами. Главным вопросом для рабочих было их положение на заводах, для защиты которого, по их мнению, лучше всего подходили независимые профсоюзы. Для интеллектуалов самой большой проблемой была цензура — они в первую очередь боролись за свободу слова.

По мнению Совы, именно это расхождение порождало многочисленные дебаты между рабочими и интеллектуалами. Последние регулярно пытались смягчить требования рабочих, поскольку считали, что формирование независимых и самоуправляемых профсоюзов при "коммунизме" совершенно невозможно. В результате символического стечения обстоятельств, "Солидарность" была создана именно тогда, когда Адам Михник не смог приехать на встречу в Гданьске, в ходе которой ему предстояло убедить рабочих в бессмысленности этого требования: "Они арестовали меня и Яцека [Куроня], и так возникла «Солидарность», потому что иначе мы, возможно, сумели бы убедить их, что у нее нет права быть созданной. Мы знали, что независимые самоуправляемые профсоюзы невозможны при коммунизме, но рабочие этого не знали. Вот так была создана “Солидарность”, без нас и против нас".

Выбирая то, что казалось невозможной утопией, рабочие руководствовались в большей степени верой, чем реалистическими соображениями. Но именно благодаря вере и несгибаемости им удалось сформировать "Солидарность".

Кроме того, оказавшаяся крайне эффективной специфика рабочих протестов 1980 года (сидячие забастовки, межзаводские стачечные комитеты и горизонтальная структура национального профсоюза) имела мало общего с деятельностью интеллектуалов. Корни этих специфических особенностей — в более ранних протестах рабочих, прежде всего Венгерской революции 1956 года и событиях в Познани того же года, а кроме того, в кровавых последствиях протестов 1970 года в Гданьске.

Самое коммунистическое явление

Так какова же истинная сущность "Солидарности"? Возникнув как организация рабочих, "Солидарность" стала больше, чем просто профсоюзом, поскольку ее заботила структурная реорганизация страны. Другими словами, "Солидарность" не только защищала права рабочих: она активно пыталась взять в свои руки контроль над средствами производства. Это разительно контрастирует с общепринятым мнением, будто "Солидарность" носила прокапиталистический и пролиберальный характер.

Сова постоянно подчеркивает, что "Солидарность" не ставила себе цель принести в Польшу свободный рынок и капитализм, как некоторые пытаются утверждать сегодня. Ничего подобного. В первую очередь объединение надеялось расширить полномочия рабочих и передать им бразды правления экономикой. Режим пытался обозвать "Солидарность" "анархо-синдикалистским отклонением", но на самом деле она стремилась воплотить в жизнь подлинный социализм.

Термин "социальный/общественный", как замечает Сова, — самое частое слово в официальной программе "Солидарности", выпущенной в октябре 1981 года. Такие слова, как "капитализм", "свободный рынок" и "частная собственность" упоминаются лишь вскользь, зато слово "общественный" в различных вариантах и сочетаниях появляется на 60 страницах 144 раза. Это не задумывалось как риторический ход, призванный перехитрить цензоров. Рабочие действительно хотели и требовали общественных инициатив, общественного контроля над экономикой и общественной собственности средств производства — последнее требование, по словам Совы, коммунистическое par excellence.

"Солидарность" собиралась не бороться с "коммунистическим"режимом, а реформировать его. Последствия этого оказались парадоксальными и не лишенными иронии, поскольку в какой-то момент именно "Солидарность" требовала от коммунистической партии "передачи обществу реального контроля над экономикой". Это означает, что "Солидарность" учила партию настоящему коммунизму. Таким образом Сова приходит к выводу, что "Солидарность" была не антикоммунистическим, а самым что ни на есть коммунистическим начинанием.

Была ли Польша на пути к другой революции? 

На пике движения в 1980-1981 годах «Солидарность» насчитывала примерно десять миллионов участников (в коммунистической партии Польши в то время состояло вдвое меньше человек). Таким образом, пишет Сова, это была, пожалуй, самая крупная в истории добровольная организация, возникшая в результате спонтанного движения снизу. К тому времени она явно была чем-то большим, чем просто профсоюз. Это было массовое рабочее движение, в которое влились люди практически всех социальных групп: заводские рабочие, интеллектуалы, учителя, студенты, писатели и журналисты.

Это была одна из уникальных особенностей "Солидарности": она включала в себя людей из всех социальных слоев. Программа движения сознательно предусматривала самые разные цели: защиту рабочих от вездесущей коммунистической партии при помощи профсоюзов, демократизацию общественной и политической жизни, перевод средств производства из государственной в общественную собственность.

Организация "Солидарности", по мнению Совы, носила ультра-демократический партисипативный характер, чтобы предоставить каждому члену максимальный контроль над политикой и деятельностью профсоюза: "Если бы мы определили демократию как ситуацию, когда граждане могут влиять на судьбу своей страны путем активного участия в общественной жизни, то нам бы пришлось согласиться с теми, кто утверждает, что в период между августом 1980 года и декабрем 1981 Польша, возможно, была самым демократическим местом на Земле".

Это резко контрастирует с тем, как принято изображать тот период. Конечно, подобная ситуация не могла длиться долго. 13 декабря 1981 года в Польше было введено военное положение, а несколько месяцев спустя "Солидарность" оказалась под запретом. Движение в своем изначальном виде было уничтожено.

"После того как на улицах появились танки, а оппозиционные лидеры оказались в тюрьме, “Солидарность” потеряла импульс и так никогда и не восстановилась от удара, нанесенного военным кулаком", — утверждает Сова в статье "Неожиданный поворот идеологии". Он добавляет:

"Я бы даже сказал больше и заявил, что Польша в начале 1980-х шла к революции, которая могла бы драматически изменить соотношение сил и идеологический пейзаж в Европе. Пожалуй, будет преувеличением сказать, что она бы отменила глобальное правление капитала, но она бы не допустила столь безжалостного триумфа неолиберализма в 1990-е, а Фрэнсис Фукуяма не сказал бы, что мы достигли конца истории. Она бы сохранила альтернативу".

После отмены военного положения "Солидарность" возродилась, однако, по мнению Совы, она претерпела сильные изменения. Все заметнее становилось влияние интеллектуалов и других социальных элит, которые, в отличие от рабочих, отстаивали либеральные идеи. Это проложило путь приватизации и переходу к неолиберализму, идеологии, оставившей отпечаток на экономике Польши начиная с трансформации, во многом ухудшив положение рабочих.

Современные уроки "Солидарности"

Многие достижения первой "Солидарности" свело на нет военное положение и последовавшее за ним идеологическое переключение на неолиберальный капитализм 1990-х. И все же Сова уверен, что из опыта "Солидарности" можно извлечь важный урок. Прежде всего это относится к идее общественного контроля над средствами производства, которая так никогда и не была реализована в "коммунистических" государствах и которая вновь обретает актуальность в эпоху неолиберального капитализма. В ее философской основе лежит представление о рабочем пространстве как институте общего блага, и только в таких условиях, по мнению Совы, труд может быть осмыслен как совместное производство благосостояния, а именно общего благосостояния. Подобная демократизация рабочего пространства, наряду с проведением дальнейших демократических реформ представительных институтов, составляет суть "Другой Речи Посполитой" — проекта, предложенного Совой в его книге.

Миколай Глинский

https://culture.pl/ru/article/solidarnost-antikommunisticeskoe-ili-kommunisticeskoe-avlenie