Сопротивление против "зеленого паспорта" в Италии: Интервью с группой "Combat" из Бергамо

В минувшем месяце мы попросили активистов из итальянского города Бергамо, участников выступлений протеста, рассказать о том, как разворачивается сопротивление против "санитарной" диктатуры государства и капитала. Они любезно согласились ответить на наши вопросы.

Группа "Combat" действует на местном уровне в городе Бергамо. Ее члены по взглядам близки к позициям коммунизма рабочих Советов.

1. Вопрос: Как итальянцы относятся к «зеленому паспорту» и принудительной вакцинации? Есть ли какие-то различия в отношении к ним со стороны различных социальных слоев?

Ответ: Преобладает ментальный выбор принятия, мало аргументированный. Как мы знаем, «зеленый паспорт» был учрежден изначально как намерение облегчить поездки между европейскими странами. Но Италия, в первую очередь, сразу же использовала его в духе контроля и ограничений как основной инструмент для того, чтобы взять вирус под контроль и содействовать его исчезновению. Именно так итальянцы и "поняли" его, приняли, а затем, спустя некоторое время, попытались обойти, чисто по-итальянски, как только убедились, что он ограничивает социальность и, соответственно, бьет их по карману.

Вначале на улицу выходили в основном владельцы магазинов, торговцы и рестораторы. Затем, отчасти потому что кто-то получил деньги, а кто-то закрылся, на первый план стали все больше выходить прекаризованные работники, временные работники (например, стачки работников гостиниц), и, наконец, движение охватило наемных работников различных категорий из тех, кто платит НДС, не только из этих фирм, но также работников публичных и государственных компаний, работников образования и здравоохранения (последние особенно после 15 декабря). Сегодня наемные работники, выходящие на улицы, больше не верят в партии и общественную систему.

2. Вопрос: Видите ли вы связь между внедрением «зеленых паспортов» и переходом к новой модели капитализма и государства всеобщего контроля?

Ответ: Мы считаем, что в истории неоднократно бывало так, что люди не сознают, что какие-то их законы, изобретения или действия могут приводить к чему-то совершенно отличному от первоначального замысла. Мы не знаем, что стоит за этим вирусом, но «зеленый паспорт», безусловно, рассматривается и будет рассматриваться как отличный тест, чтобы прозондировать реакцию населения, опробовать контроль над некоторыми итальянскими городами, посмотреть на реакцию на оглушительную кампанию в СМИ. Хорошая проба, из которой капитал может извлечь уроки.

3. Вопрос: Как развивается движение протеста в стране в целом и в вашем городе в частности?

Ответ: Сейчас движение переживает фазу отлива. Граждане, наемные работники, в большинстве своем не готовы проводить демонстрации каждую субботу, неизвестно сколько месяцев подряд, особенно в праздники и холодную погоду, не готовы стоять часами на площади. «Твердые» противники вакцины, кроме меньшинства товарищей, из тех, кто выходят на улицы, – это не активисты, привыкшие к такой борьбе, а граждане, которые на протяжении нескольких недель верили, что десятки тысяч людей на площадях смогут изменить ситуацию уже в краткосрочной перспективе.

В Бергамо, несмотря на то, что это один из городов, наиболее пострадавших от ситуации с ковидом, были моменты большого участия в протестах, затем оно сократилось до 150 человек. Но достижением стало уже то, что хоть раз – редкий в истории этого города – жители Бергамо и окрестных долин связываются друг с другом и пытаются координировать свои действия. На миру и смерть красна! С другой стороны, выбор таков: или вакцина – или конец работе и социальной жизни.

4. Вопрос: Каков социальный состав протеста против «зеленых паспортов»?

Ответ: Сегодня на улицу выходят наемные работники, но не фабричные рабочие, которые в большинстве своем приняли контроль, «зеленый паспорт» и вакцину. Это наемные работники, начиная с клерка из адвокатской конторе, учителя музыки, медицинского работника и заканчивая немолодыми работниками с нестабильной занятостью.

5. Вопрос: Каковы идейно-политические настроения участников протеста?

Ответ: Сегодня это разрозненные люди различного политического происхождения, объединенные вместе неприятием партий, критически настроенные по отношению к полиции, выступающие за «разворот» социальной политики и построение жизненной альтернативы. Все больше и больше начинают становиться заметными товарищи, в плане единства, на общенациональном уровне.

6. Вопрос: Каково отношение анархистов, радикальных левых и профсоюзов к протестам? Принимают ли они в них участие? Есть ли в этом какая-либо местная или региональная специфика?

Ответ: Как «институциональные», так и низовые профсоюзы – кроме профсоюза, основанного выходцами из правых групп, Fisi, и небольшого низового профсоюза Sol cobas, действующего в основном в сфере логистики – выстроились в очередь за «зеленым паспортом» и бесплатной вакциной для желающих, если она необязательна. В низовых профсоюзах то тут, то там появлялись делегаты или территориальные секции, которые не принимали директиву своего национального руководства и выступали против «зеленого паспорта». Генуэзские докеры из профсоюза USB и докеры Триеста, отчасти также Анконы и Ливорно, предприняли попытку бороться, но она была сразу же подавлена путем травли в СМИ или применения полицейской силы. Рабочие завода GKN в Тоскане, который до сих пор привлекает множество радикальных левых, не встали открыто на сторону людей без «зеленого паспорта», хотя мы знаем, что различные товарищи пытались что-то пробить. Анархисты в различных местах проводили свои небольшие демонстрации или присоединялись к уличным протестам, но почти всегда оставаясь в своей среде и действуя по обыкновению, не пытаясь взаимодействовать или вливаться в уличные манифестации или координации против «зеленого паспорта». Мы имеем в виду, в целом. Возможно, в каком-то из итальянских городов какая-то небольшая группа анархистов взаимодействовала или взаимодействует, но значения на уровне страны это не имеет.

7. Вопрос: Как вы в Бергамо участвуете в движении протеста? Есть ли попытки внести в протест антикапиталистическую тематику и удается ли это сделать?

Ответ: В Бергамо мы действовали «поперечным» образом, без политической окраски, сначала пытаясь помочь улице и постепенно завоевывая доверие своими кристально чистыми действиями. Мы почти сразу заявили о проблеме работы (отстранения, увольнений) как такой, которую нужно решать конкретно, не столько с помощью касс сопротивления или взаимопомощи, сколько создавая реальные рабочие ситуации, могущие побудить людей на площади сопротивляться, не веря, что они могут дотянуть до пенсии. Сопротивление до каких пор? Пока мы не соберем на площади всех трудящихся, объединенных одной общей проблемой: урезание социальных расходов, рост инфляции, растущие счета, переносы производства, увольнения. Мы уже можем донести интересующие нас темы до людей, которые уже говорят и думают определенные вещи (см. пункт 5), имеющие содержание классовой борьбы, без коммунистической формы языкы. Постепенно мы будем повышать уровень выступлений на улицах и дебатов, выходя за пределы темы «зеленого паспорта». На сегодняшний день десятки наемных работников считают нас ориентиром.

8. Вопрос: Что можно сказать о государственных репрессиях против протеста?

Ответ: Прямые репрессии были направлены против докеров Триеста и осуществлялись на некоторых уличных протестах, где по окончании шествия полиция задерживала отдельных людей или небольшие группы, возвращавшиеся в свои города или деревни. Другие проверки «зеленого паспорта» , которые происходят сегодня, репрессивны, но если знать законы, то можно их некоторым образом ограничить. Не все полицейские согласны с происходящим. Различные полицейские силы боролись с объявлением об обязательности «зеленого паспорта» и вакцинации в отделах общественного порядка. Репрессии посредством СМИ сегодня также вездесущи и на сегодняшний день вызывают больше жертв, чем физические репрессии.

9. Вопрос: Каковы, по вашему мнению, перспективы протеста?

Ответ: Трудно сказать, чем все закончится, основные действующие лица на площадях разделены. Есть те, кто говорит, что сейчас правда выйдет наружу и протесты приобретут свежую струю, хотя это говорилось уже несколько раз, и каждый раз государство еще больше ужесточало меры по фактически обязательной вакцинации. Есть те, кто говорит, что мы должны сопротивляться столько, сколько сможем, потому что они точно не остановятся: ведь пойти на попятную для них было бы равносильно санкционированию собственного осуждения, это было бы политическим и социальным самоубийством, которое сторонники государства едва ли сумели бы сдержать. Мы думаем, что капитал ищет выход из истории, о которой говорили. Считаем, что большинство пролетариата и населения следуют этим выходом, с раздражением, разочарованием, но не в такой ярости, чтобы выйти на улицы в гневе, или с готовностью бороться и проводить митинги. Средства государства исправно переваривают эту ситуацию. Только объединение социальных протестов – суммируя для краткости, GKN и борьбы против «зеленого паспорта» – могло бы пошатнуть причины и «зеленого паспорта», и не только его. Тактика, основанная на экономических интересах всех, – интересах, подорванных тяготами длительного восстановления экономики, учитывая, что каждый раз приходится уходить с работы или из школы при обнаружении каждого позитивного случая – в сочетании с желанием порядка и спокойствия может дать товарищам большинство на протестах. Не в Италии, а именно на площадях, что было бы немаловажно для итальянских коммунистов и товарищей после десятилетий всеобщего поражения и отрыва от собственного класса. Мы считаем, что на протестах против «зеленого паспорта» должны «структурировать» конкретные ответы для трудящихся, которые из-за этого «зеленого паспорта» с трудом сводят концы с концами. Что касается политической стороны, то мы должны найти способ объединить как можно больше людей, в первую очередь тех товарищей, которые не поддались на кампанию в СМИ. По нашему мнению, этот союз возможен только при реальной политической борьбе товарищей против сектантства и схематичных подходов к тому, как действовать на улице и в пролетариате в целом. Люди хотят жить в мире; растущий капитал не может гарантировать им этого.

Спасибо за перевод товарищу Ю.К.