анархизм

В.В. Дамье. Испанский цугцванг (1936-1937)

«Зачастую те, кто упускают всего лишь один момент, потом страдают в аду», гласит буддийская поговорка. Иногда история предоставляет тем или иным общественным силам уникальный шанс на реализацию своих идей и представлений – шанс, которого эти силы упорно добивались на протяжении долгих десятилетий, тщательно готовясь к его осуществлению. Затем вдруг наступает момент, когда такая возможность открывается, и необходимо действовать быстро, потому что принимаемое решение носит судьбоносный характер. И если люди или организации в такой ситуации проявляют нерешительность, медлят и тратят драгоценное время, не воспользовавшись представившимся благоприятным стечением обстоятельств, история может обернуться для них настоящей трагедией. Потеря инициативы дорого обходится колеблющимся; роковым образом они вовлекаются в пучину событий, которая вынуждает их совершать одну ошибку за другой, причем каждый следующий шаг по этому пагубному пути только сужает пространство для действия, неминуемо порождая новые и новые затруднения. В шахматной игре такие вынужденные ходы, когда любое передвижение фигур ведет лишь к еще большему ухудшению позиции, называется цугцвангом. Конечным результатом чаще всего становится нисхождение в катастрофу.

Вадим Дамье. Велика російська революція: народ і влада

 1947 року в Парижі вийшла французькою книга «Невідома революція», присвячена російській революції 1917–1921 років. Її автор, анархіст-емігрант Всеволод Волін, писав цю роботу все своє життя й закінчив її незадовго до смерті 1945 року (Voline 2005). Незважаючи на те, що й до того часу, і з того часу вийшло безліч робіт про революцію в Росії в цій країні та за кордоном, вона досі залишається багато в чому «незрозумілою» революцією.

Анархо-капитализм? Спасибо, не надо! Заявление анархистов Кубы

Либертарный семинар "Альфредо Лопес" – это коллектив, задачей которого является продвижение либертарной самоорганизации общества на основе автономии, равенства и уничтожения экономической эксплуатации. Мы считаем, что полная социальная свобода может быть основана только на совместном труде, публичной договоренности и взаимной помощи. Она несовместима ни с какой монополией на принятие решений в обществе или на источники общественных благ. Сюда относится, естественно, и несовместимость социальной свободы с частным присвоением чужого труда в наемной форме, будь то в варианте частного бизнеса, акционерных компаний или "государств-благодетелей".

"Враг в своей стране": Надо ли поддерживать т.н. "жертв агрессии"

Война в Украине вызвала волну споров среди активистов, которые относят себя к сторонникам социалистических и анархистских взглядов. Приверженцы "антиимпериализма" (по существу, подменяющего собой антикапитализм), выступают в защиту т.н. "национального освобождения" или призывают поддержать государство, "ставшее жертвой агрессии". Как относится к таким взглядам анархизм. призывающий к освобождению социальному и личностному, а не "национальному"? Прекрасной иллюстрацией может служить статья, написанная в 1932 г. в связи с японо-китайской войной.

Andrej Fiodorov. Iliuzinis spektaklio visuomenės maištas

Maištas beprasmiškas, jeigu jis nieko nekliudo (Douglas Rushkoff „Media virus”)

Kalbos apie transnacionalinių korporacijų (TNK) galybę, masinės informacijos priemonių (MIP) ir reklamos įtaką žmonėms, bankų sistemos visagalybę arba apie masinės kultūros totalumą ir jos nedidelę meninę (o ir kultūrinę) vertę neretai sukelia šypseną. Kartais prie smilkinio pasukiojamas pirštas ir taip kalbėtojui nustatoma diagnozė – „konspirologas”.

А.Ю. Фёдоров. Собирание утопии

В последние годы становится все более модным говорить о проблеме «исторической памяти». При этом речь, как правило, идет не о феномене социальной памяти, формирующейся и развивающейся веками, и связанной с передачей «преданий» о тех или иных событий прошлого из поколения в поколение, но о более понятных для общественности событиях, связанных с историей двадцатого столетия.

Эмма Гольдман о Палестине

ПИСЬМО ИЗДАТЕЛЮ ГАЗЕТЫ «ИСПАНИЯ И МИР» В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ СТАТЬИ «РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ И ПАЛЕСТИНА»

Дорогой товарищ,

Меня заинтересовала статья «Революционеры и Палестина», написанная нашим хорошим другом Реджинальдом Рейнольдсом, в газете «Испания и мир» за 29 июня 1938 г. Я согласна с частью ее содержания, но еще большая часть его аргументов кажется мне противоречащей идеям социалиста, стоящего на почти анархистских позициях.

 

In Memoriam: Умер Боб Мак-Глинн

Боб Мак-Глинн, активист-ветеран нью-йоркской анархистской сцены, являвшийся в течение многих лет связующим звеном между протестами Томпкинс сквер парка 1980-х с движениями за свободу в Восточной Европе, умер от сердечного приступа 23 августа сего года в своем доме в Йонкерсе. Ему было всего 60 лет. Длинноволосый, обутый в армейские ботинки, одетый в куртку-безрукавку из хлопчатобумажной ткани и обладавший телосложением боксера-профессионала, Mак-Глинн очень напоминал байкера. Но всеми его поступками руководил активный  идеализм.

Андрей Фёдоров: Всемирное значение июльских событий 1936 г. в Испании

События, произошедшие 80 лет назад, в июле 1936 г. в Испании стали своего рода точкой перехода, определившей судьбы мира на многие десятилетия вперед. Безусловно, при этом, что они не возникли из ничего, как не возникает из ничего что бы то ни было, и не исчезает бесследно, согласно закону сохранения энергии, и, вместе с тем, вовсе не закончились в один миг.

Выставка и научные чтения к 80-летию Испанской революции

При содействии, помощи и участии ряда активистов российской секции Международной ассоциации трудящихся в Центре социально-политической истории (филиале Государственной публичной исторической библиотеки) в Москве были организованы выставка и научные чтения, посвященные 80-летию революции и гражданской войны в Испании.

Andrej Fiodorov. Lygybė radikaliajame anarchokomunizme

Laisvė, lygybė, brolybė” kairiesiems ne tušti žodžiai. Nuo Didžiosios Prancūzų revoliucijos laikų šis šūkis įsitvirtino revoliucinės kovos ideologijoje. Ir nors revoliucijos eigoje jo samprata keitėsi, mums svarbus būtent tas galutinis variantas, artimas kairiųjų (tiek marksistų, tiek ir anarchistų) pažiūroms.

Дмитрий Рублёв. Роль общественной самоорганизации в процессах социально-экономического развития стран "периферийного капитализма": подход либертарных социалистов

Проблема альтернативных путей модернизации стран периферийного капитализма в наше время становится всё более актуальной в свете нарастания в 1990-е и 2000-е гг. социально-политических конфликтов в регионе Ближнего Востока. Особое значение этой проблеме придают массовые выступления населения арабских стран в 2011 - 2012 гг., в результате которых пали авторитарные режимы, исторически связанные с идеологией арабского национализма.

Вадим Дамье. Что такое анархизм?

В чем отличие анархии от хаоса, существуют ли у анархистского общества правила и каковы способы его достижения.

Анархизм — это совокупность как общих принципов и основополагающих концепций, которые предусматривают упразднение государства и исключение из жизни общества всякой политической, экономической, духовной или моральной власти, так и практических методов осуществления этих концепций.

В.В. Дамье. Кропоткин и биология аутопоэзиса

"Аутопоэзис" – это современный взгляд на строение и развитие живых существ, предложенный в 1970-х гг. известными чилийскими микробиологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой и получивший с тех пор широкое распространение в биологии и социальных науках. Дословно этот термин означает "самотворение", "самосоздание". Под этим понимается представление, в соответствии с которым живые существа отличаются способностью к самовоспроизводству, к "строительству" самих себя под воздействием окружающей среды, причем сама внутренняя организация живой системы порождает в качестве продукта эту систему, без разделения на "производителя" и "продукт".

Англоязычная анархистская пресса об Испанской революции

Анархисты по всему миру внимательно следили за социально-революционными процессами, происходившими в Испании в 1936-39 гг. В данном случае речь пойдет об англоязычной анархистской прессе на примере т таких изданий как Vanguard (Нью-Йорк), Spain and the World (Лондон), The One Big Union Monthly (Чикаго) и Spanish Revolution (Нью-Йорк)[1]. Все они уделяли, пусть и в разной степени, внимание как собственно испанской революции, так и гражданской войне в целом. При этом, если Vanguard и The One Big Union Monthly отдавали освещению испанских событий лишь часть своего пространства, иногда значительную, то Spain and the World и Spanish Revolution были целиком заняты освещением событий в Испании, т.к. именно для этой цели они и были основаны.

В.В. Дамье. Книга о взаимоотношении между анархизмом и марксизмом

Рецензия на книгу: Philippe Kellermann (Hg.) Begengnungen feindlicher Brüder. Zum Verhältnis von Anarchismus und Marxismus in der Geschichte der sozialistischen Bewegung. Bd.1,2. Münster: UNRAST-Verlag, 2011–2012

Проблема взаимоотношений между анархизмом и марксизмом не нова. Еще итальянский анархист Луиджи Фаббри в начале ХХ века писал, что различия между анархизмом и марксизмом состоят не в конечной цели, а скорее в сфере пути к ней (1). Оба течения, утверждал Фаббри, разделяют одну и ту же перспективу свободного общества без классов и без государства, но имеют различные представления о методах его достижения.

Andrej Fiodorov. Visuomenė be kapitalizmo ir valstybės

Laisvės ateitis

 

Kuo sparčiau vystosi mokslas, tuo laisvesnė tampa žmogaus asmenybė. Jeigu šiuolaikinėje visuomenėje kiekvienas mokslinis atradimas iš tikro sustiprina darbininkų priklausomybę nuo kapitalistų, tai taip yra tik todėl, kad šiuolaikinė sistema nukreipia visų žmonių jėgas kelių žmonių naudai. Bet būsimoje visuomenėje, pagrįstoje teisingumu ir lygybe, nauji atradimai tik sustiprins individo laisvę. (Jeanas Grave. Būsima visuomenė)

Борьба с ветряными мельницами несуществующих теорий

На статью Марлена Инсарова, с которым я познакомился лет 9 назад, «Против анархизма» у меня возникло желание написать ответ сразу после беглого с ней знакомства. Беглого, т.к. количество авторских фантазий, выдаваемых за историческую действительность либо реальный анархизм оказалось в статье таково, что ее невозможного было читать, не отвлекаясь на постоянные «и кто это тебе такое сказал?», «откуда это вообще взято?» и прочие подобные восклицания.

Андрей Фёдоров: Критика ли это?

Я в анархистском движении уже более 10 лет, и за это время у меня сложилось весьма критическое отношение к анархистскому движению как таковому, и российскому, в особенности. Тем не менее, практически каждый раз, когда я читаю отечественных критиков анархизма, я сталкиваюсь с откровенной безграмотностью, по всей видимости, вызванной желанием раскритиковать, не знакомясь толком с предметом критики. В особенности это касается всевозможных «левых» авторов. Так и на этот раз.

Мигель Аморос. Культура как товар

Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает "пахать, возделывать землю, обрабатывать". Первым человеком, употребившим это слово в значении духовного "возделывания", т.е. улучшения интеллектуальных и моральных качеств человека, был Цицерон. Высказывалось предположение, что римляне ввели это понятие как перевод греческого слова padeia. Согласно Ханне Арендт, римляне воспринимали культуру в связи с природой и ассоциировали ее с почитанием и уважением творений прошлого. "Почитание" (culto в испанском – прим. пер. с исп.) восходит к тому же корню, что и "культура".

RSS-материал