50 лет назад началось студенческое восстание 1968 года во Франции

Полвека назад, 22 марта 1968 года, началась знаменитая "студенческая революция" во Франции. Впрочем, протесты в университетах Франции проходили еще с 1967 года: учащиеся выступали против правительственных проектов реформы образования, которые ограничивали возможности для поступления в вузы, и против авторитарного университетского регламента. В университетах происходили столкновения с ультраправыми и неофашистами.

22 марта 1968 года несколько сотен студентов захватили актовый зал в отделении Сорбонны в городе Нантерр. Эта акция протеста была организована после того, как ряд активистов студенческого движения арестовали в ходе демонстрации против войны во Вьетнаме. Когда министр образования Пейрефитт распорядился закрыть здание университета в Нантерре, изгнанные оттуда направились маршем к Сорбонне. День спустя против протестующих была брошена полиция с дубинками. Стражи капиталистического порядка арестовали 600 молодыъх людей - и тем самым вызвали настоящее восстание. 23-летний студент социологии Даниэль Колн-Бендит, который тогда объявлял себя анархистом (в действительности, его взгляды были своеобразной смесью анархизма и марксизма), вместе с коллегами по учебе создал "Движение 22 марта". "Государство поддерживает классовые противоречия, держит в своей власти радио и телевидение и обладает покорным его воле парламентом. Мы же провозгласим на улицах, что намерены осущестивить политику прямой демократии". 

В последующие недели ситуация обострялась все более и более. "Сидячие забастовки" против вьетнамской войны и правительственных репрессий выливались в жестокие уличные сражения с полицией и баррикадные бои. 13 мая на стороне студентов выступили рабочие, объявившие всеобщую стачку. За захватами университетов и лицеев последовали захваты предприятий. Всюду гремел лозунг "самоуправления". Вскоре стала ощущаться нехватка бензина, на улицах скапливался мусор. Президент де Голль сумел справиться с кризисом, объявив досрочные ваыборы и договорившись с профсоюзными боссами. Тем не менее, события 1968 года навсегда изменили весь современный мир.

(По материалам: https://www1.wdr.de/stichtag/stichtag3646.html)

   

ИЗ БЮЛЛЕТЕНЯ "ДВИЖЕНИЯ 22 МАРТА"

 

" (...) Нантеррское движение - это открыто политическое движение; в отличие от "профессиональной" стачки в ноябре (1967 г.), оно поставило на повестку дня политические темы, такие как борьба против полицейского террора, за критический университет, за право на политическую дискуссию и деятельность внутри высшей школы. Оно сознает, что представляет меньшинство. Многие выступавшие называли лозунг "защиты общих интересов всех студентов" иллюзорным. В Нантерре можно ясно увидеть, что многие рассматривают свою учеьу лишь как подготовку к обслуживанию дел буржуазии. Таким образом, образовалось ядро из 300 "экстремистов", которые способны мобилизовать от 1000 до 1200 студентов.

Акции ускорили уже начавшийся у многих студентов процесс становления сознания: речь шла не столько о "провокациях", сколько о том, чтобы выявить и продемонстрировать латентный авторитаризм и разоблачить подлинную физиономию предлагавшегося "диалога" (...) Когда вставали определенные проблемы, на смену диалогу приходили полицейские дубинки. Это вело не только к становлению сознания, но и к активному участию всех тех, кто прежде был парализован расколом на мелкие группы и рутиной петиций и молчаливых маршей. Студентам и профессорам потребовалась стойкость, когда в действие пришла репрессивная машина государства (...)

В связи с этим встали новые проблемы: Прямая и действенная борьба против классового университета, разоблачение понятия нейтральной и объективной науки и расколотости знания, вопрос о месте, которое мы объективно займем в современном мире разделения труда, совместная борьба с рабочими и т.д.

Одновременно получили развитие новые формы действий: импровизированные митинги в университетах, захват аудиторий с целью организации дискуссий, активное вмешательство в лекции и доклады, бойкот экзаменов, политические плакаты и выступления во всех сферах, захват микрофонов, монополизированных администрацией, и т.д.

Наконец, жизненность движения выражается в двух следующих признаках: возникновении целой палитры политических направлений и отставании теории от практики. Многообразие направлений выражается в отчетах комиссий, и не следует обходить вниманием то, что рядом с чисто политическими размышлениями обнаруживается текст "культура и творчество". Что касается отставания теории от практики, то достаточно указать лишь на то, что никто пока не представляет себе, что же происходит, однако проблему нельзя разрешить разговорами о "фольклоре" или "анархистской провокации". Комиссия "Меры студенческой борьбы" должна, в первую очередь, заняться проблемой тех противоречий, которые проявляются в сфере образования при монополистическом капитализме. Что из этого проистекает? и т.д.

Что касается различных перспектив, то мы ограничиваемся тем, что обозначаем различимые на данный момент тенденции (...)"