Джорджо Агамбен. Новые размышления

Из интервью для одной из итальянских газет

Вопрос: Переживаем ли мы новый тоталитаризм – с этим принудительным заключением?

Ответ: Со многих сторон сегодня высказывается гипотеза о том, что в действительности мы переживаем конец целого мира – мира буржуазной демократии, основанной на правах, парламентах и разделении властей, и он уступает место новому деспотизму, который, в том, что касается всепроникающего контроля и прекращения любой политической деятельности, будет еще хуже, чем тоталитаризмы, какие мы знали до сих пор.

Американские политологи называют его Security State (государство безопасности), то есть, государство, в котором «по соображениям безопасности» (в данном случае, «общественного здоровья» – термин, заставляющий вспомнить о пресловутых «комитетах общественного спасения» во время Террора) на индивидуальные свободы могут быть наложены любые ограничения. Более того, мы в Италии уже привыкли к законодательству в виде экстренных указов исполнительной власти, которая таким образом заменяет собой законодательную власть и фактически отменяет принцип разделения властей, на котором основывается демократия. И контроль, который осуществляется с помощью видеокамер, а теперь, как предлагается, – и мобильных телефонов, намного превосходит любую форму контроля, осуществляемую при тоталитарных режимах, таких как фашизм или нацизм.

Вопрос: Говоря о данных, в дополнении к тем, которые будут собираться при помощи мобильных телефонов, следует также подумать о тех, которые распространяются на многочисленных пресс-конференциях, зачастую неполных или неверно истолкованных.

Ответ: Это важный момент, потому что он затрагивает самые корни явления. Любой, кто обладает некоторыми познаниями в области эпистемологии, не может не удивляться тому факту, что все эти месяцы средства массовой информации публиковали цифры без каких-либо научных критериев, не только не сопоставляя их с годовой смертностью за тот же период, но даже без указания причины смерти. Я не вирусолог и не медик, но ограничиваюсь дословным цитированием доступных официальных источников. 21 тысяч смертей от коронавируса-19, безусловно, кажутся впечатляющей цифрой. Но если сопоставить ее с годовыми статистическими данными, то все, конечно, приобретет иной вид. Президент Института статистики ИСТАТ, доктор Джан Карло Бланджардо сообщил несколько недель назад о показателях смертности прошлого года: 647 тысяч умерших (следовательно, 1772 случая смерти в день). Если мы детально проанализируем их причины, то увидим, что, по последним данным, в 2017 г. было зафиксировано 230 тысяч умерших от сердечно-сосудистых заболеваний, 180 тысяч смертей от рака, как минимум 53 тысячи умерших от респираторных заболеваний. Но один момент особенно важен и тесно касается нас.

Вопрос: Какой?

Ответ: Я цитирую слова доктора Бланджардо: «В марте 2019 г. смертность от респираторных заболеваний составила 15189, а годом ранее – 16220. Кстати говоря, оказывается, что они превышают соответствующее число смертей от коронавируса (12.352), о которых сообщалось за март 2020 г.» Но если это правда – а у нас нет оснований сомневаться в этом, – то, не собираясь умалять значения эпидемии, мы должны спросить себя, может ли она оправдать те меры по ограничению свободы, которые никогда не принимались в истории нашей страны, даже во время обеих мировых войн? Возникает законное сомнение: не стремятся ли, сея панику и изолируя людей по домам, переложить тяжелейшую ответственность на население с правителей, которые вначале разрушили национальную службу здравоохранения, а затем совершили в Ломбардии не менее тяжелые ошибки в борьбе с эпидемией?

Вопрос: Даже ученые, на самом деле, демонстрируют не лучшее зрелище. Похоже, что они не смогли представить ожидаемые от них ответы. Что вы думаете об этом?

Ответ: Всегда опасно доверять врачам и ученым решения, которые, в конечном счете, являются этическими и политическими. Видите ли, ученые, правильно это или нет, добросовестно настаивая на своих доводах, отождествляют их с интересами науки и готовы во имя их – история это неоднократно демонстрировала – пожертвовать любыми угрызениями морального порядка. Мне не нужно напоминать о том, что при нацизме высокоуважаемые ученые проводили политику евгеники и без всяких колебаний использовали лагеря для проведения смертельных экспериментов, которые, по их мнению, были полезны для развития науки и лечения германских солдат. В данном случае зрелище особенно сбивает с толку, потому что на самом деле, как бы ни скрывали это в СМИ, среди ученых нет согласия, и некоторые самые видные из них, как Дидье Рауль, возможно, крупнейший французский вирусолог, имеют иные мнения о масштабах эпидемии и действенности мер по изоляции, определив их в одном из интервью, как средневековое суеверие. Я уже писал о том, что наука стала религией нашего времени. Аналогию с религией следует понимать буквально: богословы заявляли, что не могут определить, что такое бог, но от его имени диктовали людям правила поведения и не стеснялись сжигать еретиков; вирусологи признают, что не знают точно, что такое вирус, но от его имени претендуют на то, чтобы решать, как должны жить человеческие существа.

Вопрос: Нам говорят – как уже неоднократно происходило в прошлом – что ничто уже не будет таким, как прежде, и что наша жизнь должна измениться. Что произойдет, как вы думаете?

Ответ: Я уже пытался описать ту форму деспотизма, которую нам следует ожидать и в отношении которой нам следует быть начеку. Но если мы на сей раз выйдем за пределы сферы текущих дел и попытаемся рассмотреть вещи с точки зрения судьбы человеческого вида на Земле, то мне приходят на память соображения великого голландского ученого Людвига Болка. По словам Болка, человеческий вид характеризуется все большим торможением естественных жизненных процессов адаптации к окружающей среде, на смену которым приходит гипертрофированный рост технологических устройств для адаптации окружающей среды к человеку. Когда этот процесс переступает определенную границу, он достигает точки, когда он становится контрпродуктивным и превращается в самоуничтожение вида. Явления, которые мы переживаем, как мне кажется, показывают, что эта точка достигнута и что лекарство, которое призвано излечить наши беды, может привести к еще большей беде. И против этого риска мы должны сопротивляться всеми средствами.

22 апреля 2020 г.

https://www.quodlibet.it/giorgio-agamben-nuove-riflessioni